Презентация состоялась 14 апреля на тему: «Интерьер избы нижегородских татар конца 19 века», посвященный Году Культуры, совместно с медянской сельской библиотекой.

 

h1880-eSvetlichny_maloros_der013.jpg

 

 

     Сейчас поговорим о том, в каких домах жили татары, каким дом был 100-150 лет назад и каким его еще можно увидеть сегодня в деревне. Чаще всего в аулах татарская семья жила в избе, в которой была одна комната и сени: это «дурт почмаклы эй» - «дом с четырьмя углами». Татарские семьи обычно были многолюдными – бабушка, дедушка, отец и мама, 4-5 и больше детей. Поэтому, если была возможность, татары строили дом побольше. Это как бы две избы, а посредине сени. В таком доме уже можно было комнату отделить от кухни. У богатых людей в аулах и в городах были двух, - и даже трехэтажные дома. У таких домов первый этаж обычно строили из камня или кирпича. 

 

   В этнографическом музее с. Медяны была открыта новая экспозиция «Интерьер избы нижегороских татар конца XIX в».

   Изба, как и везде, построена из древесины, но были также постройки из глины, кирпича, камня. Крыши крылись соломой, корой липы, камышами, иногда обмазывались глиной.

 

 

   Около плетеного забора стоит колодец.

   У каждого татарина или же крестьянина должен соят во дворе колодец. Как в песне Ярослава Евдокимова: «Колодец, дай воды напиться». Люди построили не для красоты, а чтобы взять из него чистой, студеной воды. А рядом с колодцем лежат дрова. Вот и созревшие подсолнухи «греются» на солнышке.

 

IMG_20130919_092102.jpg

 

 

 

    А теперь пройдем внутрь дома. В котором возможно жили твои прабабушка и прадедушка. «Дом без печи, что голова без мозгов», - говорит татарская пословица. И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлеб и пироги, а на ее теплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от нее тем, что сбоку вмазан котел, в котором варили пищу: суп-лапшу, каши, пельмени и т.д.

    Топили печи кизяками. Навозно-соломенная смесь перетаптывается для однородности состава людьми, обычно босиком, затем закладывается в деревянные специальные формы-нечто вроде ящика без дна. Выложенные на травяном поле сырые кизяки должны просохнуть на солнце в течение нескольких дней пока не станут совершенно сухими.

   Рядом  с печью устраивали широкие нары, а вдоль стен-узкие лавки. Дальний конец избы так же имел лавку и назывался «путмар».

 

   Вся мебель столы, стулья, скамейки, шкафчики и полки так же выполнены из древесины.

   Татары любили и любят украшать свои дома. Поэтому даже простые избы часто выглядят нарядными и веселыми. Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зеленый, синий, желтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-желтые. Традиция такой окраски домов зародилась еще во времена Булгарии.  

   На любых украшениях у татар – не только домов, но и посуды и в вышивках – по традиции нет людей или животных, а имеются только орнаменты и цветочно-растительные узоры.

IMG_20130919_092216.jpg

 

   Очень любили и любят татарки развешивать в доме разноцветные яркие занавески – чаршау – на окна, и отгораживать ими уголки комнат, и разделять комнату на несколько частей. Яркие, пестрые с цветами занавески на полочках и окнах веселили душу и делали дом нарядным.

 

Женщины трудились за ткацким станком, сучили нити, пряли, катали войлок.

 

В кухонную утварь входили: посуда (столовые приборы и емкости чаша, блюдо, горшок и т.д.)

 

   Также ручные жернова были необходимой домашней утварью. Зерно насыпалось в воронкообразное отверстие верхнего жернова, мука же сыпалось из пазов между жерновами на разостланный внизу холст. Молоть зерно таким образом нужно было очень долго, работа была крайне утомительна. Обычно двое садились друг против друга и поочередно вращали жернов по пол-оборота при помощи рукоятки.

   Войдя в дом, снимали обувь, потому что полы застелены самодельными дорожками, коврами, войлоками. Когда еще не было пылесосов, все это постоянно вытряхивали во дворе, сушили на солнышке. А деревянные полы нужно было не просто вымыть, но и проскоблить большим ножом. Деревянные потолки и стены дважды в год промывали. Татары, кто приезжал к ним издалека, подметили, отличались исключительной чистоплотностью, поэтому занавески, полотенца, украшавшие комнаты, женщины постоянно стирали и гладили. Много было хлопот хозяек с домашним имуществом. Эту страсть к чистоте и опрятности татарки сохранили и в наше время.

   А в старину соблюдать чистоту было очень трудно – ведь в доме занимались и ремеслами: плели лапти, делали деревянные ложки и другие необходимые вещи. Во время холодов в избу брали ягнят и даже телят, жеребят – как тут уберечь жилище чистой. Но все равно стремились к тому, чтобы здесь было чисто и красиво.

     Каким бы ни был деревенский дом – богатым или бедным, большим или маленьким, он всегда был любим каждым, кто в нем жил, - ведь это родной дом, он дарил тепло и любовь, которой всегда согревали душу.

 

                    С детских лет я запомнил деревню одну,

                    Где прошли мои лучшие годы.

                    В своем сердце храню я ее тишину, ее избы, ее огороды…

                    Я потом побывал в самых разных краях,

                    Я немало изведал просторов.

                    Спал в степи, тосковал о далеких друзьях,

                    Просыпался под рокот моторов.

                    Но поныне, куда бы ни кинулся я,

                    Где б костер не развел одиноко, –

                    Слышу сердцем, как дышит деревня моя

                    Где-то далеко – далеко.