29-01-07 Ашура как день поминания и единения мусульман

29 января 2007 г. все мусульмане отмечают день, известный еще с древнейших времен, день, который является десятым в месяце Мухаррам и потому называется днем Ашура (ашара — переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и Мусой (мир им).

        То, что об этом дне знали в Мекке еще до Ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий приводится интересное событие, послужившее началу поста среди племени курайшитов: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: «Поститесь в день Ашура — это будет способствовать искуплению греха» (из книги Ю.Кардави). Посланник Аллаха — Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего), еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого даже малейшую возможность. Поэтому, зная о святости Ашуры, он всегда старался поститься в этот день. После переселения в Медину Пророк (с.а.в.) узнал о том, что местные иудеи также соблюдают в день Ашура пост. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы (мир ему) от войска Фараона, так как то событие пришлось на десятый день этого лунного месяца. Услышав это, Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал, что мусульмане более ближе к пророку Мусе (а.с.) и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день. В силу того, что пост в месяц Рамадан еще не стал обязательным, мусульмане с радостью откликнулись на веление Посланника Аллаха. Однако после того, как пост Рамадана стал фардом, пост в день Ашура (наряду с постом в день Арафата) стал наиболее предпочтительным из всех дополнительных постов.

Некоторые светские ученые считают, что Ислам является компиляцией иудейской и христианской религий, однако это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же прасемитских корней. Что касается схожести, то в Коране не утверждается о том, что иудаизм и христианство не оставили в себе Божественного начала, но говорится лишь о том, что они исказились, в результате чего сбились с прямого пути. Именно поэтому аят Корана говорит: «Мы ниспослали тебе это Писание с истиной в подтверждение того, что было до него из Писания» (сура «Аль-Ма’ида», 5:48). Т.о., Коран подтверждает истинность тех моментов, которые сохранились в Библии от Аллаха, например, принцип единобожия — Иисус [сказал]: первая из всех заповедей: “слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” (от Марка, 12:28-31). В то же время другие аяты подчеркивают, что предшествующие Писания были искажены, и это — одна из причин появления Священного Корана — последнего в истории человечества Божьего Откровения.

В отношении дня Ашуры была внесена мудрая поправка: наиболее желательным стал считаться пост не только в десятый, но и в девятый, а также одиннадцатый  дни месяца Мухаррам. Таким образом, пост можно держать и три, и два, и один день. И хотя при этом соблюдение поста не является обязательным, следует отметить и то, что наградой за искренний пост в день Ашура, согласно одному из хадисов, является очищение от грехов. Пророк (с.а.в.) сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит (грехи) за прошлый год» (Сахих Муслим).

В истории Ислама этот день известен также и другой, весьма печальной и трагической датой — 10 мухаррама 61 г. по хиджре (10 октября 680 г.) в месте под названием Кербела смертью шахида погиб внук Пророка Мухаммада Хусейн (да благословит их Аллах и приветствует). Его смерть оставила в памяти мусульман (особенно той эпохи) неизгладимое чувство. Передается, что многие сахабы Пророка (с.а.в.) видели в ту ночь Посланника Аллаха в своих снах в горе и печали. Почему же в этот день многие современные мусульмане забывают об этой трагической дате, отмечая Ашуру в качестве праздника? Разве представитель дома Пророка (али Мухаммад), которому мы, в числе других представителей Ахль аль-байт, каждый день в намазе читаем салаваты («Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад»), не достоин нашей любви и воспоминаний? Разве имам Хусейн вместе со своим братом имамом Хасаном (да помилует их Аллах) не является, согласно хадисам Пророка (мир ему и благословения Всевышнего), Господином всех шахидов в Раю?

Разве имам Хусейн пошел в этот поход не ради Аллаха? Напротив, он, слыша предупреждения своих единомышленников о возможном предательстве со стороны жителей Куфы, не побоялся выступить против несправедливости, против нарушений шариата (в частности, в вопросе передачи власти). Из истории известно, что отряд имама составлял всего лишь из менее чем ста человек, в число которых входили и женщины с маленькими детьми. Справедливо ли поступили войска халифа, окруживших и продержавших этот отряд в осаде в течение десяти дней? Но даже среди этого войска в течение этих дней никто не решался напасть на внука Пророка, который к тому же, по преданиям сподвижников, был очень похож на своего дедушку — Посланника Аллаха (с.а.в.). Так правильно ли праздновать эту трагическую дату или не обращать на нее никакого внимания, забыв историю Ислама? Каждый мусульманин в знак памяти о своих усопших родственниках старается почтить дату их смерти, читая Коран и делая дуа за их души. Но для всех мусульман самыми любимыми должны быть Пророк и его семья, что подтверждается и хадисами, и салаватами.

Естественно, что при этом верующие не должны переходить границы дозволенного, подвергая себя истязаниям или доводя себя до истерики. Но и полностью игнорировать мученическую гибель нашего имама невозможно. Кто-то скажет, что Пророк (с.а.в.) нам об этом ничего не говорил — но как же он мог об этом сообщить, если его внук стал шахидом после того, как ни Пророка, ни четырех праведных халифов уже не стало?! Можно сколько угодно рассуждать о соответствии поминания усопших Сунне, но трудно представить, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) праздновал бы день гибели своего внука. Наверное, он не только плакал бы в этот день (так же, как плакал в день смерти своего маленького сына Ибрахима), но и читал бы молитвы.

И какая разница в данном случае между шиизмом и суннизмом — разве суннитам полагается меньше любить Пророка и его семью (да благословит их Аллах и приветствует)? Мы все — аль-хамду лиллях, мусульмане, и в этом конкретном случае по отношению к трагической гибели внука Пророка никакой разницы между нами быть не должно. Некоторые грамотные мусульмане уже осознали это, в результате чего, например, в Турции и шииты, и сунниты вместе отмечают эту дату так, как это полагается в Исламе — совместным чтением Корана и молитвами. День Ашура как раз и должен стать отправной точкой объединения всех без исключения благоразумных, стремящихся к миру и согласию, мусульман. Вероятно, не случайно из всех дней в году имам стал шахидом именно в этот день — день, который мусульмане избрали в качестве дополнительного поста; день, который уже вписан в историю людей Единобожия.

Так давайте же, исходя из этой истории, будем поступать так, как велит нам наше сердце и разум, не противореча при этом ни Священному Корану, ни пречистой Сунне нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаха и приветствует). Ведь читать молитвы за усопших, произносить салаваты за Пророка и его семью является деянием не только благочестивым, но и богоугодным.